Есть ли проблема общения у тех, кто строится в давно обжитых местах, где у местного населения давно создан территориальный, этнический, культурный стереотип жизни? Ну, если проще: строительство особняка в селе, где с деда-прадеда живут селяне, где нет таких больших домов и высоких заборов. Тема эта навеяна смешным названием, которое дали дому Игоря Лонга местные жители -- Мандарин-Плаза. Я сильно подозреваю, что, несмотря на ангельский характер и рафинированную интеллигентность Игоря, в этом названии есть доля насмешки со стороны аборигенов. Есть ли проблемы в этом отношении у Игоря и у остальных? Я думаю, неприязнь к чужакам, другим, чужим, идет из очень далекого прошлого, когда человек еще ненамного отличался от зверя, а для зверя главное -- охрана своей территории и недопущение чужака. У кого есть собаки, хорошо это знают.
Мне кажется, да и не только мне, об этом сегодня пишут социологи, что повальное коттеджное строительство принесло еще одну неучтенную проблему: вместе, рядом, живут люди очень разного материального достатка. И это всегда бомба замедленного действия, чреватая социальными конфликтами. Именно поэтому сторонники коттеджных городков говорят о преимуществах однородного состава населения -- по имущественному признаку. Кто что думает?
Я ни в коей мере не хотела обидеть форумчан, которые родились не в Киеве, это на меня совсем не похоже. Но я полагаю, что человек, внедряясь в чужую среду обитания, должен не только о своей пользе радеть, но и делать что-либо полезное для этой среды обитания. Ну, например, раньше помещики прокладывали дороги, строили мосты, открывали школы и больницы. На средства богатых меценатов учились в университетах талантливые, но бедные студенты. Меценаты открывали музеи и театры, поддерживали исследования ученых. Я полагаю,что киевлянином может называться тот человек и та семья, которые сделали что-либо для пользы этого города. И потому не имеет значения, кто сколько прожил в этом городе. Можно прожить здесь всю жизнь и так и остаться киевским мещанином, обывателем, который брюзжит только о себе. А можно за пару лет стать истинным киевлянином. А можно за срок деятельности мером этого города напакостить столько, что потом никто уже не разгребет. И в то же время набить карманы не только себе, но и всей своей бесчисленной стае родичей и кумовьев. Для такого человека я бы предложила имя "антикиевлянин". То есть тот, кто ПРОТИВ киевлян.
Продолжая разговор об аборигенах, хочу привести пример своего деда, давно покойного. К сведению Кунара: род мой не может считаться ни в коей мере аристократическим, поскольку по одной линии в нем личные дворяне, а по другой -- крестьяне. Такой микс давал социализм. Так вот, дед, о котором говорю, был из разночинцев, он был первым мужем моей "дворянской" бабки и отцом моей матери. После окончания Киевского университета, агрофакультета (был тогда такой факультет, потом на его базе выросла агроакадемия) работал губернским агрономом, потом со временем стал профессором, заведующим кафедрой луговодства Киевского мелиоративного института. В 1933 году был репрессирован по делу агрономов. После ссылки ему было запрещено поселяться в больших городах, поэтому он навсегда осел в селе Казаровичи Димерского р-на Киевской обл. на станции луговодства, бессменным директором которой он был много десятилетий. То есть киевлянин стал сельским жителем. Он был человеком всю жизнь чрезвычайно активным, и поэтому за долгие годы совместной жизни с крестьянами он очень много всегда для них делал -- совершенно бесплатно. Лишенный студентов, к которым он привык и за которыми скучал, он стал читать лекции о луговодстве и прочей агротехнике в сельском клубе, учил крестьян прогрессивным методам земледелия, которые он знал как профессор-агроном. Крестьяне были ему очень благодарны, урожаи у них стали повышаться. Когда пришли в село немцы, многие стали полицаями. Немцы знали деда как агронома. Его вызывали в комендатуру и приказывали выращивать клевер -- оружие для немецкой армии, в которой было много лошадей, как это ни смешно. Дед стал валять ваньку и говорить, что он не умеет выращивать луговые травы, а специалист он по табаку. Это было неправдой. Доверчивые немцы поверии и поручили выращивать табак -- с паршивой овцы хоть шерсти клок. Один год у деда был недород, второй год засуха, на третий год его бы расстреляли за саботаж, если бы немцам не пришлось срочно отступать из села. Для чего я это пишу: три года он играл с немцами в прятки. Специалистов его уровня по выращиванию луговых трав в Украине больше не было. Если бы немцы узнали об обмане, был бы ему тут же каюк, несмотря на возраст. И тут главное. Ни один из местных жителей, которые прекрасно знали, чем именно занимается профессор из Киева, не донес на него немцам. Крестьяне молчали три года, наблюдая за цирком с выращиванием табака. Так вот. Они никогда бы не стали его покрывать, если бы он оставался для них чужаком. Для полицая донести на саботажника было равноценно медали за отвагу. Но крестьяне молчали. Они помнили то добро, которое он для них сделал.
После войны дед был уже совсем старым. Но он приезжал в Киев к моей матери, чтобы взять у нее материалы для подготовки к лекциям в сельском клубе. Лекции на этот раз были о кибернетике, которую тогда называли лженаукой. Дед не боялся последствий, а они вполне могли бы последовать за такими лекциями, -- он увлекся кибернетикой. Возможно, кто-то из сельских мальчишек после тех лекций, выросши, поступил на факультет кибернетики Киевского университета. Но деда тогда уже не было в живых...
Социальные закладки